Социальное сравнение — это процесс соотнесения качественных признаков социальных групп друг с другом, в результате чего выявляются различия между ними, т. е. происходит межгрупповая дифференциация. Социальное сравнение диктуется основной потребностью индивида – иметь позитивную «Я-концепцию» или самооценку.
Исходя из теории социальной идентичности процесс межгрупповой дифференциации обусловлен потребностью индивида быть включенным в социальную группу. Подобного рода принадлежность формирует мнение о себе, как о члене данной группы. Соответственно индивид так же испытывает потребность в том, чтобы группа, к которой он себя причисляет, оценивалась положительно, в результате чего его идентичность будет иметь определенную ценность.
Концепция статусной социальной структуры групп представляет собой систему отношений социальных групп, характеризующейся четкой иерархией, внутри которой происходит конкуренция за власть, привилегии, а также какие-либо ресурсы. Группы, которые занимают более высокие позиции в иерархической системе по отношению к другим, стремятся сохранить статус и распространить свое влияние.
Принадлежность индивида к группе, которая находится в подчиненном отношении, характеризуется риском формирования негативной социальной идентичности. Существует два пути с целью сохранению позитивной идентичности: социальная мобильность и социальное изменение.
Социальная идентичность с точки зрения конструктивизма. В качестве основы для исследования социальной идентичности конструктивистский подход предлагает такую позицию где конструирование реальности формирует культурное единство группы, которое становится смыслом ее существования.
С точки Т.Г. Стефаненко этническая идентичность представляет собой один из определяющих социальных конструктов, возникающих в процессе субъективного отражения и активного построения индивидом социальной реальности.
Основанием этнической идентичности выступают представления, которые, формируют систему этнодифференциирующих признаков, таких как религия, ценности и нормы, национальный характер, народное и профессиональное искусство, язык, историческая память и пр.
Таким образом, в рамках конструктивизма идентичность группы рассматривается не как ее первичная характеристика, а как результат ее существования, в том числе результат целенаправленных усилий со стороны самих людей и социальных институтов.
Конструктивистский подход позволяет выявить динамику изменения определенности этнической идентичности.
Таким образом, можно сказать что, по общему мнению современных ученых, этнокультурная идентичность — это сознательный процесс личности по отождествлению себя с некой этнокультурной группой.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВОГО ПОНЯТИЯ
Ключевое понятие научного исследования – этнокультурная идентичность
«В современном мире… культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают центральное место, а союзы, антагонизмы и государственная политика складываются с учетом культурной близости и культурных различий», — отмечает С. Хантингтон. Именно культурная идентичность лежит в основе государств-наций. У людей имеется представление об общем для всей группы прошлом, о единстве исторической судьбы. Пока эти общности желают сохранять свою культурную «особость», пока они ставят свою национальную идентичность выше классовых, конфессиональных или региональных отличий, существует и нация. Э. Ренан еще в XIX в. придумал очень удачную метафору, сравнив существование нации с ежедневным плебисцитом: действительно, пока мы солидарны с нашими согражданами, пока держимся в основном схожих верований, ценностей и мифов, мы остаемся членами одной нации.
В современной научной литературе и в политической практике вопрос об идентичности современного российского общества постепенно становится центральным. Уже два десятилетия современное российское общество не может выработать общенациональной идеологии, сформировать значимых политических субъектов, преодолеть политический и социокультурный раскол. Таким образом, еще раз подтверждается важность политико-культурного подхода к рассмотрению не только источников кризиса российского общества, но и путей его преодоления.
Действительно, культура – «цемент общественных отношений» не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с представителями иных культур, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной общности, т. е. чувство идентичности. Нельзя себе представить человека вне определенной культуры, и нет культуры, которая была бы «ничьей» (общечеловеческой), не была бы порождением тех или иных народов.
В мультиэтнической России в связи с этим на повестку дня поставлен вопрос детального исследования формирования региональной политической культуры и региональной идентичности. Становление областей, республик и автономий РФ в качестве ее субъектов, структурирование политической жизни регионов, их обособление от центра заставляют фиксировать вновь возникающие реальные тенденции этого процесса. Поскольку же этническая идентичность наиболее устойчива и значима для большинства людей, мы уделим наибольшее внимание именно этому феномену, тем более что значительная часть регионов федеративной России строит свою идентичность на этническом фундаменте.
Несомненно, что для отдельного человека именно этническая группа, к которой он принадлежит, представляется тем, что важнее и больше него самого, что во многом определяет пределы и направленность его жизненных стремлений и что будет существовать после него. Такое одновременно сакральное и естественное восприятие своего этноса обусловлено тем, что человек его не выбирает. Этническая принадлежность «задается» вместе с рождением, умением говорить на родном языке, культурным окружением, в которое попадает человек и которое, в свою очередь, задает общепринятые стандарты поведения и самореализации личности. Для миллионов людей этническая идентичность — это само собой разумеющаяся данность, не подлежащая рефлексии, через которую они себя осознают и благодаря которой могут ответить сами себе на вопрос: «Кто я и с кем я?».
Таким образом, этническая идентичность, как и любая другая форма идентичности, формируется стихийно, в процессе социализации личности, в то же время осознание принадлежности к определенной этнической общности становится одним из первых проявлений социальной природы человека.
Что же касается соотношения понятий этническая и культурная идентичности, то здесь также возможны разные взгляды. Бытует мнение, что культура всегда существует исключительно в этнических формах, которое в ряде случаев приводит к отождествлению понятий «культурное» и «этническое».
Однако подобное отождествление если и правомерно, то лишь в определенном контексте, поскольку в условиях информационного общества, глобализации социокультурного пространства и распространения массовой культуры становится всё труднее утверждать, что все культурные формы с неизбежностью имеют то или иное этническое происхождение и воплощение. К тому же, говоря о культурной идентичности, можно иметь в виду идентичность и субкультурную, и мультикультурную; с тем же основанием говорят о культурной идентичности поколения или эпохи. Хотя бы по этой причине неправомерно отождествлять понятия «культурная идентичность» и «этническая идентичность».
С. Хантингтон, современный американский политолог, замечает: «Человек не в состоянии изменить своих предков, и в этом смысле этническое наследие трактуется как данность… Однако человек в силах сменить культуру. Люди переходят из одной веры в другую, учат иностранные языки, принимают новые ценности и убеждения, отождествляют себя с новыми символами, подстраиваются под новый образ жизни. Культура младшего поколения зачастую сильно отличается от культуры предыдущих поколений. Временами происходят и глобальные перемены в культурах обществ… Культурная идентичность трансформируема, идентичность же этническая трансформации не подлежит. Поэтому необходимо проводить между ними четкое различие».
Терминологические сложности привели к тому, что в научный оборот все активнее вводится понятие «этнокультурная идентичность», под которым понимается такая форма социальной идентичности, которая формируется на основе этнической (национальной) принадлежности.
Понятие «этнокультурная идентичность» возникло сравнительно недавно, в последние десятилетия. Известный американский социолог, психолог и психоаналитик, создатель термина «кризис идентичности» Э. Эриксон понимал идентичность как процесс и результат личностного развития, имеющий связь с социальной адаптацией личности.
Этнокультурная идентичность – в самом общем понимании оно означает осознание принадлежности объекта (субъекта) другому объекту (субъекту) как части и целого, особенного и всеобщего».
По мнению Н.Н. Авдеевой следует разграничивать понятия «этнокультурная идентичность» и «этничность», так как под этничностью понимается этническая принадлежность человека не на основе собственной идентификации, а по ряду объективный показателей, таких как: место рождения, язык, культура, этическая принадлежность родителей.
Структура этнокультурной идентичности состоит из двух основных компонентов. Когнитивный компонент включается в себя осведомленность об истории, традициях, обычаях, культуре своего народа, и отнесения себя к членам определенной этнической группы на основе этнодифференцирующих признаков, к которым можно отнести язык, народные традиции, религию, историческую память. Аффективный компонент представляет собой выражение чувства личности по определению своей принадлежности к этнической группе, отношение к членству в ней.
Доктор философских наук И.В. Малыгина использует понятие этнокультурная идентичность и определяет его как сложный социально-психологический феномен, подразумевающий как осознание индивидом общности с локальной группой на основе разделяемой культуры.
Кандидат педагогических наук Р. Л. Рождественская считает, что этнокультурная или этническая идентичность — это психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. Этническая идентичность — это, в первую очередь, результат когнитивно — эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определённая степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов.
Как я могу узнать стоимость подготовки своего отчёта по практике?
Чтобы узнать стоимость, пожалуйста, заполните форму на сайте или напишите нам в мессенджеры. Расчёт стоимости займёт 1-2 часа в рабочее время. В выходные и праздничные дни расчёт высылается по мере готовности в течение текущего дня. После согласования расчёта и условий работы мы можем начинать наше сотрудничество!
Сколько это стоит?
Стоимость полного комплекта документов начинается от 2500 р. Далее цена зависит от сложности задания, дисциплины, срочности и требований учебного заведения.
Могу ли я заказать практику если я её не проходил реально?
Да, Вы можете заказать оформление отчёта на нашем сайте и мы гарантируем соблюдение всех требований кафедры. Ваш отчёт по практике примут на высокий балл или мы вернем деньги!
У меня нет печатей, можно ли заказать печати на вашем сайте?
Вы может заказать отчёты с печатями и без печатей. У нас есть широкий выбор партнёрский организаций, которые могут ставить печати. Это ООО, магазины, детские сады и школы, организации финансового, нефте-газового сектора, социальные организации. Все печати реально существующих организаций и Вашу практику могут подтвердить при звонке из учебного заведения.
Как я получу документы по практике если заказываю отчёт дистанционно?
Все документы по практике Вы получаете на свой электронный адрес. Если требуются оригинальные печати (в некоторых учебных заведениях с этим строго), то мы присылаем комплект документов Почтой России или Сдэком. Стоимость отправки документов рассчитывается по тарифам транспортных компаний.
По каким дисциплинам можно заказать отчёт?
Как Вы можете посмотреть на нашем сайте, здесь представлено более 300 отчётов для разных учебных заведений и разных дисциплин. Мы можем выполнять все отчёты на высокие баллы!
Мой отчёт по практике точно примут?
Все наши отчёты принимают на кафедрах. Не всегда с первого раза, иногда со второго или четвёртого. Но, самое главное, мы никуда не пропадаем, не исчезаем, не отказываемся от своих работ и обещаний и доводим работу до оценки.
Как пользоваться Вашим сайтом?
Сайт praktiki.net разделён на разделы — типы практик (учебная, Производственная, преддипломная и др); место проведения (в суде, в школе, в ООО, на стройке и т.д.); учебное заведение (Синергия, Росдистант, Витте, Ранхигс, всего около 200 вузов); курсы — с 1 по 5.
Можете воспользоваться строкой поиска (лупа в верхнем правом углу) и найти то, что Вам нужно. Если Вам нужен пример отчёта в банке, наберите «банк». Если Вам нужен пример отчёта в Синергии, наберите «Синергия». Если Вам нужны примеры производственной практики, наберите «Производственная практика». Думаю, Вы поняли 😉