Оценка результатов осуществлялась на основе следующих критериев:
— количество выполненных рисунков (показатель «продуктивность»);
— разнообразие изображенных предметных тем, гибкость,
— вариативность построения графических образов (показатель «вариативность»);
— оригинальность изображений на основе фигур – рисунок выполняется вне и внутри стимульной фигуры, изображения, детализированные и нестандартные (показатель «оригинальности»). Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считались повторением, и оба эти изображения не засчитывались ребенку.
Вариативность:
Высокий уровень (3 балла) – 4-5 новых тем;
Средний уровень(2 балла) – 2-3 новых тем;
Низкий уровень (1 балл) — 1 новая тема.
Оригинальность:
Высокий уровень (3 балла) — характерно возникновение изображения снаружи и внутри стимульной фигуры, предметной оформленности окружающего пространства, использование заданной фигуры в качестве какой-либо детали целостного изображения;
Средний уровень (2 балла) — рисунок выполнен только внутри стимульной фигуры, ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного объекта с разнообразными деталями.
Низкий уровень (1 балл) — рисунок выполнен только снаружи стимульной фигуры, схематичный, недетализированный рисунок (процесс творческого воображения ограничивается в данном случае только первым этапом — порождения идеи образа). Этап разработки и реализации плана воплощения возникшей идеи отсутствует. Ребенок воспроизводит знакомую схему того или иного предмета.
По показателю «вариативность» 8 детей (66,7%) находятся на низком уровне развития творческого воображения, на среднем уровне развития творческого воображения − 4 детей (33,3%), на высоком уровне ни одного ребенка.
По показателю «оригинальность» 3 детей (25%) показали высокий уровень , 5 детей (41,7%) − средний уровень, 4 детей (33,3%) – низкий уровень.
Данные диагностического задания представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Результаты диагностического задания «Дорисовывание фигур» по показателям
Качественный анализ выполнения детьми задания «Дорисовывание фигур» показал, что самостоятельная активность у детей практически не проявлялась. Большинство детей использовали все нарисованные на листе фигуры, но некоторые не смогли, придумать достаточного числа идей или «не захотели» этого делать. Маша Л.. не справилась с заданием за отведенное время, она не смогла создать ничего, даже при помощи взрослого, его подсказок. Количество использованных детьми предметных тем при дорисовывании стимульных фигур оказалось ограничено. В работах Маши Б., Максима П., Саши Г., часто встречаются такие предметы, как: машинка, шар, солнце, мяч, робот. В рисунках других детей, Лизы Н., Глеба Л., Миланы Т. обнаружено многообразие и оригинальность тем: палатка, компьютер, руль. Рисунки Платона Р. — крыша и Демьяна П. — кулон не детализированы, не прорисованы, схематичны. Можно выделить такие рисунки, в которых достаточно четко прорисовываются отдельные значимые элементы, используются соответствующие рисунку линии. Это работы Кристины Р., Жени М, в своих творческих произведениях, эти дети старались изобразить каждую деталь в мельчайших подробностях, они старались как можно лучше прорисовывать всё, рисовать, предметы, похожие на настоящие. Детям легче удавались задания, на которых изображены понятные им фигуры (круг, прямоугольник).
Полученные количественные данные после проведения диагностических заданий были сведены в таблицу 1.
Таблица 1. Результаты развитости творческого воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы
Респонденты | Показатели | Уровень | ||||
Художественно – эстетический опыт | Выразительность | Эмпатия | Оригинальность | Вариативность | ||
Кристина Т. | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | Н |
Глеб Л. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | С |
Демьян П. | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | Н |
Женя М. | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | С |
Катя В. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | Н |
Лиза Н. | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | С |
Максим П. | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | Н |
Маша Л | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | Н |
Маша Б | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | Н |
Оля П. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | Н |
Наташа М. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | С |
Платон Р. | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | С |
На основании этих данных были выявлены уровни развитости творческого воображения старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы в соотношении.
Рис. 6. Результаты развитости творческого воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы
Из диаграммы видно, что детей с высоким уровнем развития творческого воображения 0.
На среднем уровне находится 5 человек (42%).
У 7 детей (58%) был выявлен низкий уровень развития творческого воображения. Для своего возраста дети мало знают особенности выразительных средств изобразительного искусства. Некоторые дети не в полной мере готовы войти в художественный образ, вчувствоваться в него, не очень увлеченно описывают, изображают придуманные события, персонажи, их поступки. Зрительные образы, созданные в процессе восприятия и интерпретации художественного образа не оригинальны и не разнообразны. Созданные образы в изобразительной деятельности детей, не всегда близки по эмоционально-образному содержанию. Большинство детей находит адекватные выразительные средства для воплощения образа в изобразительной деятельности только при помощи взрослых. Таким образом, результаты диагностического этапа развития творческого воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы позволили сформулировать задачи формирующего этапа опытно-поисковой работы:
- 1. Разработать задания и подобрать художественный материал, направленный на развитие творческого воображения ребенка в процессе изобразительной деятельности.
- 2. Разработать задания с целью развития художественно-эстетического опыта, оригинальности, эмпатии, выразительности, вариативности и способности к самостоятельному творческому воображению.
- 3. Разработать задания для развития разнообразных форм выражения характера художественного образа, направленные на эстетическое воспитание и эмоциональное развитие детей, обогащение их жизненного и эстетического опыта.
- 4. Моделировать творческие задания, стимулирующие творческое воображение.
Использованные нами в ходе опытно-поисковой работы констатирующего характера методы (проведение диагностических заданий, анализ продуктов художественной деятельности детей, табличное оформление полученных данных) предопределил значимость развития творческого воображения в совокупности выделенных показателей и критериев.
Раздел 5 Психологические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций, на каждом занятии используется изобразительная деятельность. Сказочные герои, придуманные детьми, помогают в развитии творческого воображения.
Структура занятий с использованием изобразительной деятельности предполагает использование разных методов, включающих:
- — фантазирование (на основе технологий, Дж. Родари);
- — изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач).
Цель занятий – развитие когнитивного компонента творческого воображения (дивергентное мышления, способность создавать оригинальные образы), развитие креативного критерия творческого воображения (беглость придумывания рассказа, оригинальность сюжета рассказа; разнообразие образов, используемых в рассказах; проработанность и детализация образов, представленных в рассказе; эмоциональность образов, имеющихся в рассказе).
Условия проведения занятий: при проведении занятий соблюдаются условия безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.
Для этого необходимо:
- — восхищаться каждой идеей ребенка так же, как восхищаются его первыми шагами;
- — позитивно подкреплять все идеи и ответы ребенка;
- — использовать ошибку как возможность для нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
- — максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей;
- — создавать климат взаимного доверия;
- — обеспечивать ребенку независимость в выборе и принятии решений с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.
Непременным условием проведения занятий является положительная поддержка деятельности детей: исключается всякая ее критика. Занятия проводятся в игровой форме.
Психолог при обращении к детям должен:
- — описывать свои чувства, называть конкретные факты или детали, которые ему понравились;
- — выражать удивление и восхищение всем, что дети делают и говорят на этих занятиях;
- — часто употреблять похвалу, одобрительные и поддерживающие слова: молодец, прекрасно, хорошо, очень приятно, умница, красиво, отлично, блестяще, восхитительно;
- — если что-то раздражает, то обращаться к правилам ведения этих занятий, а не к личности ученика;
- — в каждом занятии находить что-то позитивное и называть это вслух.
У детей на столах или с собой всегда должны быть цветные карандаши или фломастеры, гуашь и краски, восковые мелки, бумага для рисования, папки, куда складываются работы.
Работы детей должны вывешиваться в комнате для занятий.
На занятиях обязательно используется повседневный опыт детей. Это позволяет ребенку почувствовать: то, что с ним происходит сейчас, – это важно.
Необходимо выслушивать все ответы детей, даже если они неоднократно повторяются. Произнося одни и те же слова, дети на самом деле предъявляют себя. Для ребенка эти слова полны своего смысла, имеющего отношение только к нему. Они могут выражать гордость за то, что он тоже это знает.
Занятия проводятся с группой 12 человек один раз в неделю по 40 мин.
План состоит из 14 занятий. Далее мы представим тематическое планирование занятий в табл. 2.
Таблица 2. Тематическое планирование занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Тема | Цель занятия | Задачи занятия | Методы, приемы изобразительной деятельности |
«Осень на опушке краски разводила» | Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Ознакомить с новым видом изобразительной техники — «печать растений». Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. | Развитие способности мыслить оригинально, нешаблонно, продуцировать как можно больше идей, образов; развитие вовлеченности в творческий процесс – силу эмоциональных откликов на творческое задание, что отражается в творческом продукте, подчеркивая его оригинальность, экспрессию. | Словесные методы и приёмы обучения (чтение стихотворения, беседа, словесные указания); Наглядные методы, приёмы обучения (наблюдение, демонстрация, рассматривание листочков); Нетрадиционная техника рисования – при помощи листьев. |
«Весенние цветы». | Научить детей оригинально подходить к созданию рисунка, творчески преобразовывать его обучить детей рисованию — оттиском смятой бумаги | Развивать способность предлагать несколько вариантов воплощения образа, зрительные образы. | Словесные методы и приёмы обучения (Чтение стихов, загадки, указания); Наглядные методы обучения (рассматривание иллюстраций, наблюдение за цветами); Нетрадиционная техника рисования – при помощи смятой бумаги. |
«Узелковый батик» | Учить детей проявлять оригинальность в деятельности Научить детей рисовать на ткани | Развивать оригинальность исполнения работы; Развивать самовыражение, узнать его уровень | Словесные методы и приёмы обучения (указания); Наглядные методы обучения (демонстрация примера); Нетрадиционная техника рисования – рисование по ткани. |
Картина из дырок | Учить детей проявлению вариативности и оригинальности при принятии решений | Развивать оригинальность, проверять её уровень. | Словесные методы и приёмы обучения (беседа, словесные указания); Наглядные методы обучения (наблюдение за тем, как это выполняет психолог); Нетрадиционная техника рисования – рисование прокалыванием |
«Волшебная страна – подводное царство» | Воспитывать воображение и вариативность; Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому листу». | Развивать степень самовыражения, личного эмоционального отношения к изобразительной деятельности | Словесные методы и приёмы обучения (Чтение сказки, беседа словесные указания); Наглядные методы обучения (демонстрация рисунка, рассматривание иллюстраций); Нетрадиционная техника рисования – по мокрой бумаге. |
«Праздничный салют» | Развитие эмоциональную отзывчивость, гибкость. | Развивать адекватность и соответствие эмоционального отклика характеру и смыслу произведения | Словесные методы и приёмы обучения (Чтение стихотворения рассказ, беседа, словесные указания); Наглядные методы обучения (наблюдение, демонстрация репродукций картин, рассматривание); Нетрадиционная техника рисования – гранттаж. |
«Кляксография» | Воспитывать вариативность и оригинальность Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксография». | Развивать степень оригинальности творческих продуктов собственной изобразительной деятельности | Словесные методы и приёмы обучения (беседа, словесные указания); Наглядные методы обучения (рассматривание рябины); Нетрадиционная техника рисования – кляксография. |
«Тюльпаны для любимой мамы» | Воспитывать эмоциональный отклик, гибкость, оригинальность Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой» | Развивать использование личного жизненного и художественно- эстетического опыта в процессе восприятия произведений искусства и собственной изобразительной деятельности | Словесные методы и приёмы обучения (рассказ, беседа, словесные указания); Наглядные методы обучения (рассматривание иллюстраций); Нетрадиционная техника рисования – рисование ладошкой. |
Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов | Развивать оригинальность и гибкость мышления и воображения | Развивать степень оригинальности творческих продуктов собственной изобразительной деятельности | Словесные методы и приёмы обучения (словесные указания); Наглядные методы обучения (демонстрация ранее сделанных работ). |
Что ты видишь? | Развивать оригинальность и гибкость мышления и воображения. | Развивать разнообразие возникающих зрительных, образов в процессе восприятия и интерпретации произведения искусства | Словесные методы и приёмы обучения (словесные указания); Наглядные методы обучения (наблюдение за деятельностью психолога, демонстрация работ). |
Двойное изображение | Развивать гибкость воображения. | Развивать степень оригинальности творческих продуктов собственной изобразительной деятельности | Словесные методы и приёмы обучения (рассказ, беседа, словесные указания); Наглядные методы обучения (наблюдение, демонстрация, рассматривание). |
Оживи фигуру | Развивать интеллектуальну ю активность, вариативность решений | Развивать степень увлеченности процессом собственной художественно- творческой деятельности | Словесные методы и приёмы обучения (словесные указания); Наглядные методы обучения (наблюдение за деятельностью психолога, демонстрация работ). |
Обведи свою ладонь и оживи | Развивать вариативность решений, оригинальность. | Развивать степень оригинальности замысла и содержательной формы живописной композиции художественному образу | Словесные методы и приёмы обучения (словесные указания). |
Кляксы | Развивать оригинальность, воображение | Развивать степень оригинальности творческих продуктов собственной изобразительной деятельности | Словесные методы и приёмы обучения (словесные указания). |
Занятия предусматривают развитие и воспитание детей через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность. В процессе преимущественно совместной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует развитию способности мыслить оригинально, нешаблонно, продуцировать как можно больше идей, образов; развитию вовлеченности в творческий процесс – силу эмоциональных откликов на творческое задание, что отражается в творческом продукте, подчеркивая его оригинальность, экспрессию; развитию способности к активизации своего творческого потенциала – использованию воображения, критического взгляда на вещи, склонности действовать максимально самостоятельно.
Раздел 6 Сравнительный анализ результатов работы
На контрольном этапе опытно-поисковой работы использовались те же диагностические методики, что на констатирующем этапе работы, с усложнением.
Для проверки эффективности разработанного нами комплекса занятий по развитию и творческого воображения дошкольников в изобразительной деятельности нами была проведена контрольная диагностика исследуемых показателей.
Как я могу узнать стоимость подготовки своего отчёта по практике?
Чтобы узнать стоимость, пожалуйста, заполните форму на сайте или напишите нам в мессенджеры. Расчёт стоимости займёт 1-2 часа в рабочее время. В выходные и праздничные дни расчёт высылается по мере готовности в течение текущего дня. После согласования расчёта и условий работы мы можем начинать наше сотрудничество!
Сколько это стоит?
Стоимость полного комплекта документов начинается от 2500 р. Далее цена зависит от сложности задания, дисциплины, срочности и требований учебного заведения.
Могу ли я заказать практику если я её не проходил реально?
Да, Вы можете заказать оформление отчёта на нашем сайте и мы гарантируем соблюдение всех требований кафедры. Ваш отчёт по практике примут на высокий балл или мы вернем деньги!
У меня нет печатей, можно ли заказать печати на вашем сайте?
Вы может заказать отчёты с печатями и без печатей. У нас есть широкий выбор партнёрский организаций, которые могут ставить печати. Это ООО, магазины, детские сады и школы, организации финансового, нефте-газового сектора, социальные организации. Все печати реально существующих организаций и Вашу практику могут подтвердить при звонке из учебного заведения.
Как я получу документы по практике если заказываю отчёт дистанционно?
Все документы по практике Вы получаете на свой электронный адрес. Если требуются оригинальные печати (в некоторых учебных заведениях с этим строго), то мы присылаем комплект документов Почтой России или Сдэком. Стоимость отправки документов рассчитывается по тарифам транспортных компаний.
По каким дисциплинам можно заказать отчёт?
Как Вы можете посмотреть на нашем сайте, здесь представлено более 300 отчётов для разных учебных заведений и разных дисциплин. Мы можем выполнять все отчёты на высокие баллы!
Мой отчёт по практике точно примут?
Все наши отчёты принимают на кафедрах. Не всегда с первого раза, иногда со второго или четвёртого. Но, самое главное, мы никуда не пропадаем, не исчезаем, не отказываемся от своих работ и обещаний и доводим работу до оценки.
Как пользоваться Вашим сайтом?
Сайт praktiki.net разделён на разделы — типы практик (учебная, Производственная, преддипломная и др); место проведения (в суде, в школе, в ООО, на стройке и т.д.); учебное заведение (Синергия, Росдистант, Витте, Ранхигс, всего около 200 вузов); курсы — с 1 по 5.
Можете воспользоваться строкой поиска (лупа в верхнем правом углу) и найти то, что Вам нужно. Если Вам нужен пример отчёта в банке, наберите «банк». Если Вам нужен пример отчёта в Синергии, наберите «Синергия». Если Вам нужны примеры производственной практики, наберите «Производственная практика». Думаю, Вы поняли 😉