Вместо того чтобы искажать действительность, художественная фантазия заново утверждает истину. Она − непосредственный результат стремления воспроизвести как можно точнее реальный опыт. Воображение необходимо потому, что сам предмет никогда не предлагает художнику ту форму, в которую он должен быть воплощен. Форма должна создаваться самим человеком, а так как форма, изобретенная кем-либо раньше, не удовлетворяет мироощущения другого художника, то он вынужден изобретать ее сам [4, с. 144-145].
В основе творчества во всех видах искусства лежит общая способность художественно-творческого воображения. Видный представитель отечественной психологии искусства А.А. Мелик-Пашаев рассматривает художественно-творческое воображение в структуре художественнотворческих способностей личности. Самой важной задачей на пути художественного развития ребенка ученый считает пробуждение и укрепление у ребенка эстетического отношения к действительности. Затем автору будущего произведения важно придать своему замыслу и переживанию выразительный образ, понятный другим людям. Так, художественный замысел, духовное содержание зарождающегося произведения стимулирует воображение и придает ему определенную направленность, в противном случае — воображение нельзя будет считать художественно-творческой способностью. Далее, образ уточняется и осуществляется уже в ходе практической деятельности, для чего необходимо иметь некоторые специальные способности [17 с.28 — 29].
Гирлфорд считал, что, способности к творческой деятельности, связанны прежде всего с особенностями мышления и воображения Творческое мышление и воображение составляют основу творческой деятельности человека. Трактовка творческого воображения как продуктивного выводит на такие характерные признаки, как полезность (ценность) и новизна (оригинальность) [16, с.218].
А. В. Петровский, говорил, что отличите творческого воображения от воссоздающего, в самостоятельном создании новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности».
Для успешного развития творческого воображения необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие эмоциональной отзывчивости. Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности.
Согласно концепции американского психолога Дж. Рензулли, творческий потенциал представляет собой сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей, творчества и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Проявившийся в той или иной сфере деятельности, «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационноцелевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивнооценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития [11, с.195].
Творческое воображение рассматривается с позиции трех взаимосвязанных моментов, которые позволяют толковать данное определение с творческой позиции [14, с.253]:
- Предметное содержание (направленность на что-либо).
- Напряжение, активность, которые при этом возникают (направленность на себя).
- Способ взаимодействия ребенка (процесс самовыражения) с объектом, предметом.
Спецификой творческого воображения является направленность личности на поиск новых путей освоения окружающей действительности, способов освоения предметов и духовной среды, способов овладения различными видами деятельности, которые, в конечном счете, направлены на создание у ребенка целостной картины мира и на реализацию его творческого воображения. Как утверждал К.К. Платонов, утверждал, что способности представляют собой стремления, динамические тенденции личности ребенка, которые обусловлены не только сознательными, но и подсознательными, бессознательными процессами.
C.Л. Рубинштейн считал, что творческое воображение связано с доминированием в нем четырех особенностей [11, с.182]:
- Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
- Семантическая гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
- Образная адаптивная гибкость – способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны.
- Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Таким образом, творческое воображение охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству.
Существуют частные и общие показатели развития творческого воображения. Частные связаны со спецификой той деятельности, в русле которой формируется детское творчество. Ко вторым, общим показателям относятся новизна продукта, его оригинальность, вариативность решений, интеллектуальная активность, эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальных эмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений. Один из общих показателей – интеллектуальная активность – особенно ярко проявляется в развертывании творческого процесса.
Рассмотренные теории творческого воображения и его развития в дошкольном детстве (Л.С. Выготский,Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Б.М Теплов и др.) позволяют заключить, что творческое воображение детей является продуктивным способом освоения ими окружающего мира, естественным способом познания и самопознания, выражения отношения к миру и личного самовыражения.
Определяя общие показатели творческого воображения: новизна продукта, его оригинальность, вариативность решений, интеллектуальная активность, эмоциональные проявления в процессе деятельности, исследователи (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.И. Андреев, Е.И. Игнатьев и др.) отмечают и частные показатели, связанные со спецификой той деятельности, в русле которой формируется детское творчество: оригинальность, гибкость, способность к творческому преобразованию, выразительность, эмоциональная отзывчивость.
Спецификой творческого воображения детей является направленность личности на поиск новых путей освоения окружающей действительности, способов освоения предметов и духовной среды, способов овладения различными видами деятельности, которые, в конечном счете, направлены на создание у него целостной картины мира и на реализацию его творческого воображения.
В рамках данного исследования мы опираемся на определение А.А. МеликПашаева, который под творческим воображением понимает – способность ребенка предоставить свои внутренние впечатления в виде образа, «вообразить» их, и создать чувственно воспринимаемый выразительный образ в материале и языке того или иного вида искусства [12].
Творческому воображению при создании художественного продукта присущи следующие характеристики:
- Эффект новизны, неповторимости образов. Продуктивный характер, в отличие от воссоздающего, репродуктивного воображения.
- Яркость образов. Даже самые фантастические «нереальные» образы приобретают в художественном творчестве «достоверность», «реальность».
- Эмоциональность процесса творческого воображения и его результата.
- Связь с материалом искусства с системой художественного языка. Образ воображения «требует» своего воплощения, иногда «диктует» материал и средства.
- Специфическая и обобщенная черта художественно-творческого воображения заключается также в том, что образы, ситуации, состояния, идеи, которые «преобразуются» и создаются воображением, всегда одухотворены.
На основе анализа литературы, и позиции ряда авторов (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаев, Т.Рибо), мы определяем творческое воображение в единстве трех компонентов:
- — когнитивный актуализация и обогащение жизненного и художественно-эстетического опыта ребенка (как основы фундамента развития творческого воображения);
- — эмоциональный: развитие эмоциональной отзывчивости к художественным образам (как условия возникновения эстетического отношения и эмпатии к художественным образам);
- — действенный: экспериментирование с материалом для оригинального воплощения чувственных впечатлений в творческой деятельности.
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития, особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Психолого-психологическая задача в этом заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если психолог желает создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение [10, с. 32].
Накопление знаний, опыта — это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого [18, с. 70].
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы образовательных траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, развиваются воображение и фантазия, творческие способности, начинают складываться интересы и склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого отношения к действительности.
Как я могу узнать стоимость подготовки своего отчёта по практике?
Чтобы узнать стоимость, пожалуйста, заполните форму на сайте или напишите нам в мессенджеры. Расчёт стоимости займёт 1-2 часа в рабочее время. В выходные и праздничные дни расчёт высылается по мере готовности в течение текущего дня. После согласования расчёта и условий работы мы можем начинать наше сотрудничество!
Сколько это стоит?
Стоимость полного комплекта документов начинается от 2500 р. Далее цена зависит от сложности задания, дисциплины, срочности и требований учебного заведения.
Могу ли я заказать практику если я её не проходил реально?
Да, Вы можете заказать оформление отчёта на нашем сайте и мы гарантируем соблюдение всех требований кафедры. Ваш отчёт по практике примут на высокий балл или мы вернем деньги!
У меня нет печатей, можно ли заказать печати на вашем сайте?
Вы может заказать отчёты с печатями и без печатей. У нас есть широкий выбор партнёрский организаций, которые могут ставить печати. Это ООО, магазины, детские сады и школы, организации финансового, нефте-газового сектора, социальные организации. Все печати реально существующих организаций и Вашу практику могут подтвердить при звонке из учебного заведения.
Как я получу документы по практике если заказываю отчёт дистанционно?
Все документы по практике Вы получаете на свой электронный адрес. Если требуются оригинальные печати (в некоторых учебных заведениях с этим строго), то мы присылаем комплект документов Почтой России или Сдэком. Стоимость отправки документов рассчитывается по тарифам транспортных компаний.
По каким дисциплинам можно заказать отчёт?
Как Вы можете посмотреть на нашем сайте, здесь представлено более 300 отчётов для разных учебных заведений и разных дисциплин. Мы можем выполнять все отчёты на высокие баллы!
Мой отчёт по практике точно примут?
Все наши отчёты принимают на кафедрах. Не всегда с первого раза, иногда со второго или четвёртого. Но, самое главное, мы никуда не пропадаем, не исчезаем, не отказываемся от своих работ и обещаний и доводим работу до оценки.
Как пользоваться Вашим сайтом?
Сайт praktiki.net разделён на разделы — типы практик (учебная, Производственная, преддипломная и др); место проведения (в суде, в школе, в ООО, на стройке и т.д.); учебное заведение (Синергия, Росдистант, Витте, Ранхигс, всего около 200 вузов); курсы — с 1 по 5.
Можете воспользоваться строкой поиска (лупа в верхнем правом углу) и найти то, что Вам нужно. Если Вам нужен пример отчёта в банке, наберите «банк». Если Вам нужен пример отчёта в Синергии, наберите «Синергия». Если Вам нужны примеры производственной практики, наберите «Производственная практика». Думаю, Вы поняли 😉