В психологической литературе нет единого определения понятия «творчества». Большинство авторов, таких как Л.С. Выготский, А.Н. Лук, В.Т. Разумовский, А. Хатсон, С. Штейн, в определения данного термина сходятся на том, что он всегда несет новизну: так как суть творчества – это нечто новое, необычное, ранее не представленное.
Подтверждение новизны как значимого компонента творческого процесса можно констатировать и в определении творчества из философского энциклопедического словаря, в котором говорится, что творчество — это деятельность, в результате которой создаётся новое, никогда ранее не бывавшего предмета
Таким образом, творчество это безусловно процесс человеческой деятельности, отличительным признаком которого является создание качественно новых материальных и духовных ценностей или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно предугадать, прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
С одной стороны, творчество — это способность создавать любую принципиально новую возможность, с другой стороны: творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности [12, с. 27].
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чегото нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности, поэтому это обоюдный процесс, который оказывает воздействие на саму личность.
В.И. Андреев считает, что творчество – это вид человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия, то есть решения творческой задачи, для которой необходимы объективные и социальные, материальные и субъективные личностные условия, такие ка знания, умения, навыки, творческие возможности. Результат этой деятельности обладает новизной и оригинальностью, значимостью как социальной, так и личной, прогрессивностью [2].
Основой творческой деятельности является воображение. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. «Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления» [13, с. 37].
В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.
Понятия «воображение», «творчество», «художественное творчество», «творческое воображение» рассматривается в различных исследованиях психологов и психологов: Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.
В психологии творческое воображение определяется, прежде всего, как качество личности, как свойство личности, основанное на духовных или материальных потребностях, как стержневая особенность личности, ее динамическая тенденция, обусловленная мотивами человеческой деятельности, которые сами в свою очередь определяются ее целями и задачами [12, с.264].
Занимаясь вопросами творчества, Р.С. Немов подчеркивал, что воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью [56 с. 38]. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и, странным образом, связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание ведущих отечественных и зарубежных психологов.
С точки зрения С.Л. Рубинштейна, воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее [19 с. 51].
Л.С. Выготский заметил, что творческое воображение, как форма деятельности не сливается с памятью. Оно рассматривается как особая деятельность, представляющая своеобразный вид деятельности памяти [15с. 55]. Из этого автор заключает, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии [15 c.53].
Если представления, образы памяти, мышление являются содержанием воображения, то эмоции – стимул к переработке этих представлений и образов. Под влиянием эмоций воображение может меняться само и может менять восприятие действительности [10 с.46].
Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Происходит абстрагирование объекта, при этом также происходит абстрагирование частей объекта. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, или механизмы, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения [19с.160].
- Типизация – специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Типизация основывается на образах памяти, сложившихся в процессе работы воссоздающего воображения. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, машиниста, проводника, лётчика, воспитателя, учиталя.
- Комбинирование – прием воображения, основанный на способах подбора и соединения определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является жизненный опыт и тип личности. Например, ваза в виде цветка.
- Акцентирование – подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов. Классическим примером является шарж, карикатура.
- Преувеличение или преуменьшение предметов и явлений или их частей. К примеру, Дюймовочка и Мальчик-с-пальчик.
- Конструкция – мыслительный процесс, в котором по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.
- Агглютинация – мыслительный процесс «склеивания» различных, несоединимых в реальной жизни частей. Например русалочка (наполовину человек, наполовину рыба).
- Уподобление – прием, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве [10 с.55].
Воображение по степени активности подразделяется на непроизвольное (пассивное воображение) и произвольное (активное воображение).
По оригинальности произвольное (активное) воображение делится на воссоздающее (репродуктивное) и творческое.
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение [15, с. 159-163]. То есть, воображение продуктом которого являются новые образы, называется творческим [10, с. 49].
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выготский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением» [2, с. 34].
В логике нашей работы, необходимо рассмотреть специфику проявления творческого воображения в искусстве.
Воображение в искусстве имеет общие черты и свою специфику. Воображение, которое проявляется в искусстве, называется художественным воображением. Поскольку оно чаще всего имеет элементы творчества, то иногда исследователи отождествляют понятия «художественное воображение» и «художественно-творческое воображение». В настоящей работе подчеркивается связь этих понятий, но не тождество.
Художественное воображение — способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать восприятия и представления, создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами художественного, духовнопрактического освоения мира [11, с. 46].
Развитие художественного воображения можно описать как нахождение новых форм для старого содержания или как новое понятие о старом предмете. Изобретение новых вещей или ситуаций является ценным только в тех пределах, в которых они служат интерпретации старой, то есть универсальной, темы человеческого опыта. Фактически художественное воображение наиболее полно раскрывается тогда, когда до зрителя доносится содержание обычных объектов и избитых историй.
В манере изображения человеческой руки Тицианом гораздо больше воображения, чем в сотнях ночных кошмаров сюрреалистов, которые к тому же изображают их в скучной условной манере. Богатая творческой фантазией форма не возникает из голого желания «предложить что-нибудь новенькое», а появляется в результате потребности возродить старое. Она возникает тогда, когда индивид или культура самопроизвольно воспринимают внутренний и внешний мир.
Как я могу узнать стоимость подготовки своего отчёта по практике?
Чтобы узнать стоимость, пожалуйста, заполните форму на сайте или напишите нам в мессенджеры. Расчёт стоимости займёт 1-2 часа в рабочее время. В выходные и праздничные дни расчёт высылается по мере готовности в течение текущего дня. После согласования расчёта и условий работы мы можем начинать наше сотрудничество!
Сколько это стоит?
Стоимость полного комплекта документов начинается от 2500 р. Далее цена зависит от сложности задания, дисциплины, срочности и требований учебного заведения.
Могу ли я заказать практику если я её не проходил реально?
Да, Вы можете заказать оформление отчёта на нашем сайте и мы гарантируем соблюдение всех требований кафедры. Ваш отчёт по практике примут на высокий балл или мы вернем деньги!
У меня нет печатей, можно ли заказать печати на вашем сайте?
Вы может заказать отчёты с печатями и без печатей. У нас есть широкий выбор партнёрский организаций, которые могут ставить печати. Это ООО, магазины, детские сады и школы, организации финансового, нефте-газового сектора, социальные организации. Все печати реально существующих организаций и Вашу практику могут подтвердить при звонке из учебного заведения.
Как я получу документы по практике если заказываю отчёт дистанционно?
Все документы по практике Вы получаете на свой электронный адрес. Если требуются оригинальные печати (в некоторых учебных заведениях с этим строго), то мы присылаем комплект документов Почтой России или Сдэком. Стоимость отправки документов рассчитывается по тарифам транспортных компаний.
По каким дисциплинам можно заказать отчёт?
Как Вы можете посмотреть на нашем сайте, здесь представлено более 300 отчётов для разных учебных заведений и разных дисциплин. Мы можем выполнять все отчёты на высокие баллы!
Мой отчёт по практике точно примут?
Все наши отчёты принимают на кафедрах. Не всегда с первого раза, иногда со второго или четвёртого. Но, самое главное, мы никуда не пропадаем, не исчезаем, не отказываемся от своих работ и обещаний и доводим работу до оценки.
Как пользоваться Вашим сайтом?
Сайт praktiki.net разделён на разделы — типы практик (учебная, Производственная, преддипломная и др); место проведения (в суде, в школе, в ООО, на стройке и т.д.); учебное заведение (Синергия, Росдистант, Витте, Ранхигс, всего около 200 вузов); курсы — с 1 по 5.
Можете воспользоваться строкой поиска (лупа в верхнем правом углу) и найти то, что Вам нужно. Если Вам нужен пример отчёта в банке, наберите «банк». Если Вам нужен пример отчёта в Синергии, наберите «Синергия». Если Вам нужны примеры производственной практики, наберите «Производственная практика». Думаю, Вы поняли 😉